Развитие младенцев – Развитие новорожденного ребенка, особенности психического развития новорожденного

Содержание

Развитие ребенка по неделям после родов

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки2,74,26,247,853,759,5
Мальчики2,94,56,654,748,960,6

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.
ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки3,45,17,55157,163,2
Мальчики3,85,6852,458,464,4

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.
ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки45,88,555,662,168,6
Мальчики4,46,4955,361,467,6

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Всем окружающим малыш начинает предпочитать маму. В «разговоре» ребенка уже присутствуют согласные звуки, такие, как «п», «б», «м». Зрение ребенка настолько усовершенствовалось, что он хорошо видит с расстояния 4-х метров.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.
ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки4,46,49,355,662,168,6
Мальчики4,97,09,757,663,970,1

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.
ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки4,86,91057,46470,7
Мальчики5,37,510,459,665,972,2

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.
ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки5,17,310,658,965,772,5
Мальчики5,77,910,961,267,674

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.
ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки5,37,611,160,367,374,2
Мальчики5,98,311,462,769,275,7

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.
ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки5,67,911,661,768,775,8
Мальчики6,28,611,96470,677,2

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.
ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки5,88,21262,970,177,4
Мальчики6,48,912,365,27278,7

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.

Что должен уметь ребенок:

  • пользоваться игрушками согласно их предназначению:
    1. катать машинки,
    2. кидать мячик,
    3. складывать из кубиков простые фигуры,
    4. извлекать звуки из музыкальных игрушек;
  • кушать ложкой, пить из чашки или поильника;
  • стоять на ногах без опоры, ходить с поддержкой, сидеть без опоры, виртуозно ползать;
  • невнятно произносить слова.
ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки5,98,512,464,171,578,9
Мальчики6,69,212,766,473,381,5

Одиннадцатый месяц

Развиваются навыки 9 и 10 месяца жизни, такие как речевые и коммуникативные, совершенствуется ходьба с поддержкой, координация движений, моторика рук, речь, попытки совершения самостоятельных шагов.

ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки6,18,712,865,272,880,3
Мальчики6,89,41367,674,581,5

Двенадцатый месяц, подводим итоги

Чего достиг ребенок к 12 месяцу жизни:

  • Большинство детей ходят без опоры, разговаривают пока что на слабо понятном наречии, самостоятельно кушают ложкой и пьют из чашки или поильника.
  • Они не любят оставаться одни, им нужно постоянное внимание и общение со взрослыми.
  • Самостоятельно играть с игрушками могут в течение нескольких минут.
  • Знают названия почти всех окружающих предметов и пытаются их произносить.
  • Исследуют содержимое шкафов и ящиков.
  • Любят наблюдать за животными, что вызывает неописуемый восторг.
ДетиВес, кгРост, см
min.среднийmax.min.среднийmax.
Девочки6,38,913,166,37481,7
Мальчики6,99,613,368,6675,782,9

Год позади, пройден путь становления ребенка из крохотного неумехи в человеческую личность со своим индивидуальным характером, багажом полученных знаний и умений. Многие малыши в этом возрасте начинают самостоятельно ходить. Прямохождение — эпохальный поворот в развитии младенца. Маленькому человеку открывается совершенно иной мир, отличный от знакомого ему ранее, ограниченного рамками его способностей к передвижению. Мир открытий и познаний.

Рекомендуется к ознакомлению:

Загрузка…

 

yaposlerodov.ru

Развитие новорожденного по месяцам

Знать примерные нормы развития новорожденного по месяцам важно каждой маме. Этот «календарь  развития» не только покажет, правильно ли развивается малыш, но и поможет понять, на что в первую очередь надо обратить внимание в каждый месяц его жизни.

Здравствуйте, дорогие читатели «Родной тропинки». В этой статье я даю очень краткий схематичный календарь основных достижений в развитии малыша на первом году жизни. Подробнее об играх и упражнениях с ребенком, об основных направлениях его развития, о  гимнастике, о помощи малышу в овладении ползанием, ходьбой, речью Вы найдете практическую информацию по месяцам и интересные советы специалистов в рубрике «Развитие ребенка от рождения до года».  

Календарь развития новорожденного по месяцам.

Первый месяц жизни.

10-15 дней

  • Следит глазами за медленно движущейся игрушкой (игрушка движется горизонтально).

20 дней

  • Может зафиксировать свой взгляд на подвешенной игрушке или на лице мамы, которая с ним в этот момент разговаривает.

1 месяц.

  • Появляется первая улыбка.
  • Малыш уже может плавно следить взглядом за движущейся игрушкой. Следит за игрушкой, которая двигается вертикально.
  • Он реагирует на звук колокольчика.
  • Поднимает головку на несколько секунд, лежа на животе.
  • Переводит взгляд с одного объекта на другой.

2 месяца

  • Ребенок длительно улыбается, когда с ним разговаривают.
  • Он следит за разговаривающей и медленно передвигающейся вокруг кроватки мамой. Малыш прислушивается к ее голосу, пению, звукам.
  • Он поворачивает головку на звук музыкальной игрушки или вслед за движением предмета.

3 месяца

  • Малыш отвечает на обращенные к нему реплики улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
  •  Наталкиваясь на низко висящую игрушку, ребенок пробует ее захватить и ощупать.

4 месяца

  • Младенец по звуку может определить расположение предмета.
  • Он находит маму, слыша ее голос (отыскивает источник звука).
  • Во время бодрствования ребенок много радуется. Радуется он и тогда, когда узнает маму: улыбается, издает громкие звуки, делает движения ручками и ножками. Радостное состояние становится более длительным и выразительным.
  • Малыш целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее и удерживает, манипулирует ей. Ощупывает низко висящую игрушку двумя руками. Ищет выпавшую из руки игрушку.
  • Малыш придерживает руками грудь матери или бутылочку.
  • Ребенок поворачивается на бок.
  •  Малыш начинает гулить.

5 месяцев

  • Малыш узнает близких людей и по-разному на них реагирует.
  • Он хорошо различает интонацию обращенной к нему речи (радостный тон голоса или мама журит его или мама строго разговаривает спрашивает и т.д.)
  • Ребенок певуче гулит – певуче тянет длительно гласные звуки. Гуление происходит часто и подолгу, когда ребенок в хорошем самочувствии.
  •  Малыш поворачивается со спины на живот.
  • Если его держать под мышки в вертикальном положении, то он упирается ногами в твердую поверхность.
  • Ребенок берет игрушку из рук взрослого из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у мамы). Он пытается дотянуться до удаленного предмета.
  • Малыш реагирует на новую обстановку и незнакомые условия: может перестать улыбаться, увидев чужого взрослого или даже заплакать.
  • Малыш длительно лежит на животе, опираясь ладошками.

6 месяцев

  • Малыш произносит слоги (ба, ма, па и т.п.)
  • Он любит заниматься с предметами разного звучания, цвета, формы, фактуры (мягкие, шершавые, твердые, шероховатые и т.д.).
  • Ребенок поворачивается с живота на спинку.
  • Малыш начинает по звучанию узнавать свое имя.
  • Ребенок уже может не просто взять игрушку из рук взрослого, но и поднять ее, лежа на спине, на животе, на боку, держать и рассматривать ее, перекладывать из одной руки в другую, бросать.

7 месяцев

  • Ребенок подолгу лепечет.
  •  Самостоятельно, активно и подолгу ползает.
  • Сначала по показу мамы, а потом только по ее словесной просьбе выполняет действия: стучит погремушкой, катает мяч, вынимает из коробки предметы и вкладывает обратно, перекладывает игрушку из одной ручки в другую.

8 месяцев

  • Ребенок громко говорит различные слоги в перекличке со взрослым.
  •  По просьбе мамы малыш выполняет заученное движение («ладушки» и т.д.).
  • Ползает много, быстро и в разных направлениях.

9 месяцев

  • Малыш повторяет разные слоги и звуки, подражая маме. Подражает не только звукам, но и интонации взрослого. «Репертуар» слогов постоянно растет.
  •  Когда мама спрашивает: « Где…» он отыскивает названный предмет. Может найти предметы, находящиеся в разных местах комнаты.
  • Ребенок может по просьбе мамы выполнить простые движения – «дай ручку», «до свидания – пока — пока» (помахать ладошкой) и т.п.
  • Ребенок переступает вдоль бортика кроватки или вдоль другой опоры, придерживаясь ручками, пытается перелезть через валик.
  • Каждую игрушку использует по-разному в зависимости от ее свойств: нажать на клавиши или покатать, вынуть и вложить обратно и т.д.

10 месяцев

  • Малыш произносит много разных слогов самостоятельно и в перекличках с мамой, подражая ей.
  • Он уже знает по имени самых близких людей, например, братика.
  • Если его попросить дать игрушку («дай лялю»), то он ее подает.
  •  Ребенок начинает играть со взрослым в простые игры – «догоню-догоню», «прятки» (прячется за своими ладошками или надевает на себя прозрачный платочек, когда мама ищет его и спрашивает «Где же Катенька?»).
  • Малыш берет игрушку из любого положения (и сбоку, и над головой), дотягивается до нее, обследует ее, пробуя и на зуб.
  • С удовольствием играет с развивающими игрушками, направленными на развитие мелкой моторики – снимает и надевает детали, открывает и закрывает, перебирает крупные бусы на толстой леске, расстегивает кнопки и т.д.

11 месяцев

  • Малыш произносит первое детское слово –  «мама», «ав-ав», «дай» или другое.
  • Он может по просьбе взрослого выполнить знакомое ему действие, например, покачать куклу, покатать мячик.
  • Ребенок учится ходить, придерживаясь за предметы и переходя от одного предмета к другому. Ходит при поддержке за обе руки, приседает на корточки, взбирается на невысокие предметы, свободно встает и опускается.

12 месяцев

  • Малыш понимает несколько имен близких людей ( «Где Ваня?»),
  • знает названия нескольких предметов («дай кису, часы тик-так, собачку ав-ав»,
  • знает названия нескольких действий (иди, сядь, встань, дай ручку, сделай ладушки, до свидания, покачай, покорми, потанцуй и т.п.
  • Ребенок очень легко подражает слогам и простым словам, произносимым мамой. Он начинает говорить  первые слова (в пределах 10 слов).
  • Малыш играет с кубиками и может сделать башенку, поставив кубик на кубик. Катает шарик. Любит мять бумагу, гладить, вкладывать т.е. действовать с предметами.
  • Ходит самостоятельно без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях, не присаживаясь.

Нужно помнить, что календарь развития новорожденного по месяцам у разных детишек отличается. И поэтому отставание или опережение на неделю этих показателей не является критичным. А вот если прошло более 15 дней, а умение не появилось, то необходимо более внимательно понаблюдать за малышом. И обязательно играть с ним в игры, направленные на развитие данных умений.

Много полезной и интересной информации о  развитии ребенка в первый год жизни Вы можете найти в рубрике «Развитие малыша от рождения  до года». В этой рубрике Вы найдете подробное описание развития ребенка в каждый месяц первого года жизни, развивающие игры и упражнения с малышом, мамин массаж с потешками и много другое. По теме развития ребенка Вы можете почитать :

Развитие ребенка в раннем возрасте: основные показатели развития ребенка от рождения до трех лет. Эти показатели обязательно нужно знать каждой маме, чтобы вовремя заметить возможные проблемы в развитии малыша и помочь ему.

Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для умывания, переодевания, кормления, пробуждения, игры, укладывания спать.

Тексты колыбельных песен. Колыбельные и здоровье мамы и малыша.

Пестушки: русские традиции пестования младенцев.

Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную и как ее петь?

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

rodnaya-tropinka.ru

Этапы развития новорожденного ребенка на первом году жизни по неделям

Первые несколько недель жизни малыша после родов – это сложный и ответственный период не только для младенца, но для его любящих родителей. Матери и отцы в первый месяц жизни ребенка (точнее, 28 дней или 4 полных недель), которые считаются периодом новорожденности, получают первые навыки ухода и заботы о маленьком человечке, а малютка в эти дни привыкает к новому виду жизни и его условиям. Он заложит основы здоровья на все годы жизни ребенка.

Степень успешности, с которой пройдут все эти процессы, будет зависеть от многих составляющих. Одной из этих составляющих является осведомленность и понимание родителей , как именно проходит развитие новорожденных младенцев. Это очень важно, потому что позволить вовремя отследить проблему, если вдруг что-то пойдет не так и грамотно отреагировать, вовремя обратившись за квалифицированной помощью педиатра.

В первые дни своей новой жизни внешность малыша имеет свои специфические черты. Для развития новорожденного возрастом до месяца характерны:

  • продолжительность сна до 18 часов в течение суток;
  • небольшая потеря первоначального веса;
  • наличие в основном безусловных рефлексов.

Через год все совершенно поменяется, а пока будет необходимо сопровождать малыша по его новой жизни, руководствуясь специальными знаниями.

В период, когда малыш считается новорожденным, он руководствуется в первую очередь безусловными рефлексами. Многие из них жизненно необходимы не только для только что рожденных людей, но и взрослых, например, пищевые. Другие рефлексы будут нужны лишь в определенный момент развития. Когда он закончится, они постепенно сойдут на нет:

  • рефлекс опоры угаснет уже после 4 недели,
  • рефлекс ползания закончится на 4 месяцев,
  • хватательный рефлекс ( он, как и многие другие, унаследован нами от наших далеких предков: хватательный рефлекс позволял новорожденным хвататься за шерсть матери и таким образом не терять ее.

Безусловные рефлексы поэтапно сменяются условными.

Из всех имеющихся способностей к ощущениям у недавно рожденных наиболее ярко выражены:

  • обоняние,
  • осязание в области рта,
  • тактильные чувства.

А для того чтобы формирование зрения и слуха, тактильных ощущений шло наиболее успешно, малышом необходимо общаться, играть в развивающие игры, подходящие к его возрасту, показывать ему окружающий мир. Для этого необходимо подносить его ручки к разным поверхностям:

  • мокрым,
  • сухим,
  • теплым,
  • холодным,
  • шершавым,
  • гладким,
  • металлическим.

Можно при этом называть: холодно, мокро, шершавая и так далее. Чуть более, чем через год, малыш и сам сможет это все понять,а иногда и назвать. Но пока он будет нарабатывать базу.

Развитие новорожденного по неделям

Первая неделя

У которых малюток после родов на голове может наблюдаться родовой отек. Он выглядит как тестовидная опухоль, мягкая на ощупь. Может иметь синеватый оттенок. Эту родовую опухоль массировать нельзя. Но и беспокоиться тоже не следует, поскольку она через несколько дней в любом случае исчезнет самостоятельно.

Головка может иметь неправильную форму: быть несколько вытянутой, похожей на яйцо. Это объясняется тем, что во время родов, когда малыш проходил через родовые пути, его еще мягкий череп адаптировался к ним, деформировался и не сформировавшиеся еще кости его черепа сдвинулись. В этом тоже нет ничего страшного. Голова приобретет нормальную форму примерно на 11-13 день после рождения.

В первые сутки жизни ребенок возможна также и физиологическая эритема, которая выражается в равномерном покраснении кожи. Это совершенно нормально и проходит через сутки-двое. Обычно, к выписке малыша уже бывают чистенькими и красивыми.

На 3-5 день после появления на свет на теле ребенка могут появляться красные плотные пятна. Это признаки токсической эритемы, которая иногда протекает с зудом. Врачи объясняют это явление реакцией на появление в кишечнике новорожденного крупных молекул белка.

Токсическая эритема может развиваться нарастать пару-тройку суток, а затем без следа проходит. В некоторых случаях малышу назначают противоаллергические меры, а если она сопровождается зудом, то добавляются местные симптоматические препараты. Есть мнение, согласно которому мнение, что дети, которые перенесли токсическую эритему, в дальнейшем становятся аллергиками. Но это мнение не доказано и уже не первый год существует пока только в виде теории.

Физиологическая желтуха также иногда сопровождает малышей в конце вторых или начале третьих сутки после рождения, держится несколько дней и также сама проходит в конце первой – середине второй недели.

На 2-6 сутки малыш переживает первый процесс дефекации: у него случается первый стул и он освобождает кишечник от первородного кала – мекония. Он выглядит как вязкая темно-зеленая масса.

После первого процесса дефекации опорожнение кишечника малыша начинает нарадоваться, оно происходит по 6-8 раз за сутки, по идее оно должно проходить каждого приема пищи.

Первые месяцы стул будет жидкий. В нем могут встречаться: зеленые вкрапления,

  • слизь,
  • комки, схожие со сгустками свернувшегося молока.

Если малыша беспокоят колики, то ему могут быть прописаны различные препарат для новорожденных, наподобие Сабсимплекса или Эспумизана. На последний необходимо обратить особое внимание. поскольку он может давать слизь в кале новорожденного.

Особо бдительных матерей иногда беспокоит тот факт, что новорожденный малыш мало писает. Это нормально. Первые пару дней малыш может пописать от 2 до 6 раз. Это связано с тем, что почки в это время копят необходимые элементы:

  • соли мочевой кислоты,
  • альбумины.

На 3-6 день перепуганные матери иногда видят на пеленках или подгузниках мокрое кирпичного цвета пятно. Паниковать не следует. В последующие годы такое больше не повторится, это бывает только на первой неделе жизни.

Нужно дать пятну высохнуть и посмотреть внимательно порошок: это будут кристаллы мочевой кислоты. С этим ничего делать не нужно, все само наладится. ОДнако родители должны сообщать обо всем педиатру, чтобы тот контролировал ситуацию с профессиональной точки зрения. Врач сам скажет, что нарушение, а что нет. А матерям необходимо сохранять спокойствие, ведь малыши эмоционально весьма зависят от состояния матери.

Заранее следует узнать у вашего педиатра, какие именно памперсы будут оптимальны для вашего малыша.

В первую неделю жизни малыши обычно снижают вес (а не начинают «отъедаться», как считают некоторые). Нормой считается потеря веса до 10% от веса при рождении.

Вторая неделя

На 2 неделе развития малютки возможно возникновение гормонального криза. Оно сопровождается увеличением грудных желез вне зависимости от пола малыша.

Максимально железы увеличиваются на 7-10 день после рождения. В некоторых случаях из них может выделяться жидкость с желтоватым оттенком, внешне похоже на молозиво. Выдавливать эту жидкость в некоем случае нельзя. Волноваться нет причин, поскольку лечить это явления нет необходимости. Все само нормализуется.

Начиная со второй недели жизни малютка спит меньше, чем на первой неделе. У малыша появляется время на освоение таких рефлексов, как:

  • поисковый,
  • хватательный,
  • сосательный.

Сосательный рефлекс становится более совершенным, поэтому грудное вскармливание входит нормализуется. В связи с этим кал приобретает уже несколько менее пугающий вид и становится желтоватой кашицей.

Со второй недели вес уже начинает увеличиваться, в среднем примерно на 180-200 гр. Если к этому времени пупочная ранка уже зажила, то малышку можно начинать купать.

Третья неделя

Начиная с третьей недели своего развития новорожденный младенец способен набирать порядка 200-250 грамм веса. Рефлексы уже хорошо отлажены, хватательный рефлекс уже хорошо развит.

Малютка крепко хватается за подставленные ему пальцы и игрушки, успешно отталкиваться ножками от подставляемых для него поверхностей: ладоней, стенок кроватки. Он уже умеет фиксировать свой взгляд на приближающихся на расстоянии 20 см лицах. Малыш уже может рассматривать маму, когда та кормит его грудью. Поэтому мать может смело подавать своему малышу во время кормления знаки любви и внимания. Смотрите на свое сокровище, пока он кушает – именно сейчас, в этот период и через эти действия формируется его привязанность к вам.

Когда на 3 недели вы будете выкладывать малыша на животик, то он уже будет стараться приподнять головку, кряхтит, упирается.

После того как пройдет 28 дней с момента рождения малыша, он уже перестанет быть новорожденный обретет, так сказать, статус просто младенца.

Как только малыш перестанет считаться новорожденным, матери будет необходимо несколько пересмотреть условия и схему его кормления, найти первые развивающие занятия:

  • игры,
  • массаж,
  • прибаутки и другие первые меры воспитания.

Чтобы вам было легче сориентироваться, ниже для вас подготовлены различные материалы и полезные сведения,

Четвертая неделя

Развитие новорожденного малыша на четвертой недели продолжается и проходит достаточно интенсивно. За этот период кроха дополнительно набирает следующие 200-250 граммов веса.

Его мозг быстро развивается. Теперь он начинает проявлять живой интерес к различным крупными предметам, которыми могут быть:

  • яркие звенящие игрушки,
  • машинки,
  • воздушные шары (лучше выбирать как можно прочнее, поскольку если какой-то из них лопнет, малыш может получить небольшую психологическую травму, очень испугаться).

Говорите со своим новорожденным чадом как можно больше, ненадолго включайте ему негромко классические музыкальные произведения.

К концу четвертой недели матери радостно отмечают у своего маленького счастья так называемый «комплекс оживления». Он выражается в том, что малютка начинает радостно улыбается знакомым ему взрослым, когда они к нему подходят, и уж тем более если они ему еще и улыбаются или машут. Крошка начинает весело реагировать: дергать и махать ножками и ручками. Развитие эмоциональной сферы можно будет считать успешно запущенным.

Частые вопросы молодых мам и ответы на них

У малыша сухая кожа странного цвета

В первые дни у малыша может быть сухая кожа с красноватым или желтоватым оттенком. Пугаться этого не нужно. В первом случае симптом говорит о том, что кожа еще очень тонкая, и через нее просвечивают кровеносные сосуды. Во втором случае, когда возникает так называемая «желтушка», – это просто повышенное содержание билирубина. Вскоре печень заработает нужным образом, и все нормализуется.

Давать ли соску

Не рекомендуется давать соску, если предполагается долгое грудное вскармливание, то не надо. В любом случае не нужно этого делать хотя бы месяцев до 6, в то время, пока лактация не устаканится. Соска нарушает восприятие малыша, заставляя его путать мамину грудь и «пустышку», а иногда и отказываться от груди. Есть также мнение, что силиконового заменителя оказывает негативное влияние на прикус.

Малыш сосет палец

Сосание пальчика (как правило, большого) – это проявление рефлекса сосания, а это, как мы помним, один из безусловных рефлексов. Однако в этом случае он совершенно некстати. И пускать на самотек этот вопрос не стоит.

Увидев, что малыш сосет палец, необходимо сначала предложить ребенку грудь, потому что это может говорить о том, что он голоден. Также сосание может быть признаком того, что малыш переживает какой-то стресс, и ему требуется успокоиться. Для того он и берет в рот палец. Чтобы это прекратилось, маме необходимо разобраться в причинах.

Если у малыша колики

Это частое явление у малыша. Поэтому необходимо вести профилактические меры, а не дожидаться, когда малыш уже начнет мучиться от боли в животе. Для предотвращения колик необходимо:

  • выкладывать ребенка на живот,
  • сделать аккуратный массаж животика по часовой стрелке, чуть нажимая,
  • носить после кормления малыша «столбиком».

Если вопреки мерам профилактики приступ все же начался, то нужно дать малышу лекарство, а к животу приложить к животу тепло: грелку с теплой водой, выглаженную утюгом пеленку. Также можно дать специальные препараты. Если вдруг и их нет, то придется воспользоваться газоотводной трубкой.

Заключение

Первый месяц жизни по праву считается самым незабываемым в жизни матери и дитя, который не повторится в остальные годы. Именно он раскроет в сердце каждой родителя огромный потенциал любви и нежности.

Однако этот период является самым трудный и психологически наиболее «долгий», словно год, как в жизни мамы, так и малыша.

Но так уж мы устроены, что со всеми подобными трудностями и родители, и дети легко справляются. А в награду за совместные труды и проявленное мужество уже совсем скоро можно будет отпраздновать ваш первый и незабываемый юбилей!

mama.guru

Развитие новорожденного по месяцам

Все родители мечтают о том, чтобы их малыш рос умным, сильным и здоровым. С первых дней жизни молодые мамы и папы интересуются вопросами развития новорожденного и стараются выполнять все рекомендации педиатров. Тема развития новорожденных детей является очень обширной – многие ученые и врачи трудились над поиском методов, позволяющих улучшить и ускорить развитие малыша. На сегодняшний день принято наибольшее внимание уделять физическому развитию. Тем не менее, большую роль в формировании новой личности играет эмоциональное, сенсорное и психологическое развитие младенца.

Развитие младенца по месяцам

Предлагаем общую схему развития новорожденных по месяцам. Этот план помогает родителям ориентироваться и уделять больше либо меньше внимания каким-то конкретным моментам в жизни их малыша. Родителям следует помнить, что общепринятые этапы развития являются общими, и они не учитывают индивидуальные особенности развития младенцев. Поэтому развитие одного новорожденного по месяцам может значительно отличаться от другого новорожденного. Также, план не учитывает, что процесс рождения у всех деток происходит по-разному – у одних быстро и легко, у других с большим трудом. Чтобы получить максимально точную схему развития, родители могут обратиться к педиатру, предоставив ему историю развития новорожденного – документ, который они получают в роддоме и который необходим для регистрации малыша.

1 месяц. Первый месяц – это время больших открытий для малыша. Происходит его адаптация к новым условиям обитания и знакомство с миром. Как правило, в это время родители получают первую улыбку малыша. За первый месяц новорожденный прибавляет в росте до 3 см, в весе – около 600 граммов.

2 месяц. Это время интенсивного психического развития новорожденного. Малыш внимательно слушает и наблюдает за тем, что происходит вокруг и составляют для себя общую картину. Очень важным является общение с мамой – регулярный телесный контакт необходим малышу для полноценного психического развития младенца. Прибавка в росте – 2-3 см, в весе – 700-800 граммов.

3 месяц. Третий месяц, как правило, является неспокойным для родителей и малыша. Это связано с болями в животе, которые нередко испытывает младенец, особенно если он на искусственном вскармливании. В это время усиливается эмоциональное развитие младенца – он хмурится, улыбается, гримасничает и активно реагирует на беседы с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей развития новорожденного, он может уже переворачиваться и крутить головой в разные стороны. Прибавка в росте – 2-3 см, в весе –800 граммов.

4 месяц. Малыш начинает активно двигаться – переворачивается в кроватке, хватает предметы и совершает разные движения руками. Психическое развитие младенца – малыш бурно реагирует улыбкой, смехом либо плачем в ответ на происходящее вокруг. Растет его восприимчивость к речи. Прибавка в росте – 2,5 см, в весе – 750 граммов.

5 месяц. Начинается развитие речи младенца, он пытается «разговаривать» с родителями и произносит односложные звуки. Малыш легко узнает знакомые лица и отвечает им улыбкой, смехом либо недовольством на лице. Ребенок пытается сидеть и тянет в рот все, что попадается под руку. Прибавка в росте – 2 см, в весе – 700 граммов.

6 месяц. Малыш активно движется и развивает собственную мускулатуру – он пытается сесть, встать, подтянуться и хватает все предметы вокруг. В зависимости от особенностей развития младенца, он начинает в этом возрасте издавать смешные звуки – рычит, хрюкает, чмокает языком и губами. Прибавка в росте – 2 см, в весе – 650 граммов.

7-8 месяцы. В это время ребенок садится самостоятельно и уже может ползать. К этому возрасту у всех деток появляется первый зуб, который сигнализирует о том, что в рацион пришло время вводить новые продукты. Продолжается интенсивное физическое, интеллектуальное и психологическое развитие. Прибавка в росте в месяц – 2 см, в весе – 600 граммов.

9-10 месяцы. Многие детки в этом возрасте делают свои первые шаги. Родителям не следует оставлять своих малышей без присмотра. Дети могут развлекать себя самостоятельно – играть в игры, изучать различные предметы. Но самыми лучшими развлечениями по-прежнему остаются игры с родителями. Прибавка в росте в месяц – 1,5 см, в весе – 500 граммов.

11-12 месяцы. К году практически все дети уже уверено стоят на ногах и даже бегают. Малыш уже активно общается со сверстниками и знакомыми. В общении с родителями малыш может выполнять просьбы и отвечать на вопросы. К году большинство деток вырастают на 25 см, прибавляют в весе 6-8 килограмм с момента рождения.

Развитие новорожденного по месяцам может ускориться либо замедлиться. Любое несоответствие – это не повод для тревоги. Возможно, какие-либо внешние обстоятельства тормозят либо ускоряют этапы развития. Огромную роль в развитии младенца играет социальная ситуация – детки в семьях, как правило, развиваются быстрее детей в детских домах. Залог быстрого развития ребенка – это теплые отношения в его семье и любящие родители.

 

womanadvice.ru

Развитие ребенка до года


Развитие ребенка до года

288


Новорожденные дети с самого рождения обладают такими навыками, которые могут удивить любого.


Истории родителей

1 226


Что делать, если ребенок перестал спать в своей кроватке и прочно обосновался рядом с


Развитие ребенка до года

992


Музыка играет большую роль в воспитании и развитии новорожденных детей. Она помогает ребенку познавать


Развитие ребенка до года

3 535


Новорожденному ребенку первых дней и месяцев жизни свойственно плакать, капризничать и истерить. Малыш таким


Развитие ребенка до года

1 784


Что такое белый шум? Зачем использовать белый шум для новорожденных? Какие виды «шумов» бывают,


Развитие ребенка до года

2 596


Материал подготовлен на основе информации, предоставленной Ириной Беляевой, д. м. н., зав. отделением для


Развитие ребенка до года

4 463


Родители часто интересуются, сколько их дети должны спать. Взрослый человек чувствует, выспался ли он,


Развитие ребенка до года

1 062


Тезисно: Не торопить своего ребенка. Все средние показатели — условный ориентир. Поэтому даже в


После родов (для мамы)

5 383


Появление в доме ребенка — долгожданное событие. Вон он лежит рядом с вами, сладко


Развитие ребенка до года

1 883


Ваш малыш делает первые шажочки, но испуганно плюхается на пол? Значит, у крохи уже


Развитие ребенка до года

4 943


Первая улыбка, первое слово, первые неуверенные шажки — каждое достижение ребенка вызывает гордость у


Развитие ребенка до года

8 396


Младенец заходится в истерике и плачет так громко, что соседи снизу уже начинают стучать

razvitie-krohi.ru

физиологическое и психическое развитие малышей в первые 28 дней жизни

Новорожденный – это малыш первого месяца жизни, вернее – до 28 дня жизни вне маминой утробы. Наверное, это самое волнительное время совместного существования, особенно, если это первый ребёнок. Вы усердно изучаете всю возможную литературу о детках, знаете точно, где получить СНИЛС на ребенка, и какие документы нужны для прописки новорожденного ребенка. Но и это не главное!

Самое важное на данном этапе состоит в правильности развития крохи. Вы еще не привыкли к раздельной жизни, многого не знаете и боитесь. И сегодня мы расскажем вам об этапах развития новорожденного по неделям.

Условия для полноценного развития

Вам может показаться, будто вы знаете обо всем, что нужно для новорожденного на первое время. Но, поверьте, существует еще много моментов, которым молодым родителям только предстоит научиться.

Новорожденный кажется очень хрупким. Фраза: «Заморозишь ребёнка!», вероятно, самая употребляемая в доме с малышом первых дней жизни. Одетый в тёплый комбинезон и фланелевый чепчик, укрытый байковым одеялом, малыш находится в комнате с «комнатной температурой» в 25°С, не в силах сказать Вам, что ему нестерпимо жарко.

Механизм терморегуляции у новорожденного очень несовершенен, и перегреть его намного опаснее, чем переохладить. У детишек необычайно быстрый обмен веществ, в результате выделяются излишки тепла, которые он должен расходовать. Из-за перегрева возникают опрелости, газики в животе, молочница во рту. Температура в помещении с ребёнком до полугода должна быть 20-22°С.

Самые экстремальные условия для малыша первого месяца жизни создаются в период отопительного сезона, когда температура в комнате превышает порой 25°С, к этому добавляется чрезмерная сухость воздуха. Две недели работы батарей центрального отопления в доме с хорошо герметизированными металлопластиковыми окнами снижают уровень влажности до 25-30%, что губительно сказывается на иммунной системе малыша.

Стоит приобрести бытовой гигрометр и увлажнитель воздуха. Влажность воздуха, которая идеально подойдет для ребёночка первых двух лет жизни – 50-60%.

По возможности оградите малыша от воздействия радиоволн и излучений. Никогда не кладите мобильный телефон рядом с новорожденным! Постарайтесь не держать в комнате ребёнка компьютер, микроволновую печь. Кости черепа очень тонки в этом возрасте, а последствия техногенных влияний недостаточно изучены.

Важнейшим условием полноценного развития ребёнка является грудное вскармливание. Первый месяц жизни – время, когда оно должно быть налажено. Нередко, столкнувшись с первой неудачей, ещё в роддоме, мамы оставляют попытки кормить ребёнка грудью. Напрасно. Эти попытки можно повторять снова и снова в первые 4 недели жизни малыша: важен Ваш настрой и осознание ценности грудного вскармливания.

Хорошо ещё до родов иметь на примете консультанта по кормлению. Именно он, в случае крайней необходимости, подскажет, какие смеси лучше для новорожденных.

Неудачи могут быть связаны с:

  • Неправильным прикладыванием;
  • Чрезмерной густотой молозива. Бывает, что в первые дни уставший в родах малыш сосет нехотя. Молозиво становится густым, как сироп, и ребёнку трудно рассосать грудь. Маме нужно «раздоиться» – самостоятельно сцедить густое застоявшееся молозиво;
  • Привычкой к бутылочке. В роддомах, где главной задачей является выписать вас с минимальной потерей веса, зачастую докармливают детей смесью. Маленький лентяй не хочет «работать» над добыванием молока из груди мамы. Не давайте бутылочку, предлагайте грудь. Немного выдержки – и новорожденный вынужден будет добывать пищу самостоятельно. Поверьте, потом это будет его любимое занятие.

Молоко матери – не только пища. Оно формирует бифидофлору и иммунную систему новорожденного. Сам процесс вскармливания укрепляет эмоциональную связь мамы и младенца, способствует развитию мозга.

Первая неделя

У малыша первых дней жизни на голове может быть родовой отек – мягкая тестовидная опухоль, иногда синеватого оттенка. Её нельзя массировать – исчезнет сама через несколько дней.

Головка может быть неправильной формы, вытянутой, яйцевидной: при прохождении родовых путей ещё не сросшиеся кости черепа сдвигаются. Голова примет нормальную форму на 10-12 день жизни.

В первые сутки возможна физиологическая эритема – равномерное покраснение кожи. Это – реакция приспособления мелких сосудов кожи. Проходит за 12-48 часов, к выписке будете красивыми.

На 3-5 сутки от рождения на теле новорожденного могут выступать плотные красные пятна – токсическая эритема, иногда вызывающая зуд. Специалисты объясняют токсическую эритему реакцией аллергии на поступление в организм ребёнка крупных молекул белка из кишечника.

Эритема может нарастать 2-3 дня, потом проходит. Иногда назначают противоаллергическую терапию, в случае зуда – местное симптоматическое лечение. Не доказано, что дети, перенесшие токсическую эритему, в последствие становятся аллергиками.

Физиологическая желтуха наблюдается в конце 2-х – на 3-и сутки после родов, исчезает в конце 1 – середине 2 недели.

На 3-6 день жизни у малыша случается первый стул – выходит первородный кал, меконий. Он представляет из себя вязкую темно-зеленую массу. После первого опорожнения кишечника ребенок какает по 6-8 раз в сутки, чаще после каждого кормления. Стул жидкий, в нем есть зеленые прожилки, немного слизи, комочки, похожие на сгустки свернувшегося молока.

Если у малыша колики, то врач может прописать Сабсимплекс для новорожденных. Также в этой связи стоит знать о таком препарате, как Эспумизан для новорожденных, инструкцию и цену которого мы описывали ранее.

Дети первых месяцев жизни мочатся около 20 раз в сутки, однако новорожденные в первые два дня жизни писают совсем немного: от 2 до 6 раз. Почки накапливают соли мочевой кислоты и альбуминов. На 4-6 день испуганная мама может увидеть на пеленке пятно кирпичного цвета. После подсыхания можно разглядеть порошок – кристаллы мочевой кислоты. Заранее узнайте у педиатра, какие памперсы лучше для новорожденных.

Вес малыша обычно снижается в первую неделю жизни. Нормальным считается потеря до 10% от массы при рождении.

Вторая неделя

На 2 неделе развития новорожденного возможно явление гормонального криза, сопровождающееся набуханием грудных желез как у мальчиков, так и у девочек. Максимума увеличение достигает на 7-10 день жизни. Иногда из грудных желез может выделяться желтоватая жидкость, типа молозива. Выдавливать её нельзя. Лечение не требуется.

На 2 неделе малыш спит чуть меньше и у него появляется время осваивать рефлексы: хватательный и поисковый. Совершенствуется сосательный рефлекс, и грудное вскармливание входит в своё русло. Фекалии приобретают менее пугающий вид желтоватой кашицы. Вес в среднем увеличивается на 150 гр.

Если пупочная ранка зажила, ребёночка можно купать.

Третья неделя

На 3 неделе развития новорожденный набирает около 200 гр веса. Он крепко хватает Вас за палец и умеет отталкиваться ножками. Он научился фиксировать взгляд на лицах на расстоянии 20 см – видеть маму при кормлении грудью. Поэтому смотрите на малыша, пока он сосет грудь или бутылочку – сейчас формируется его привязанность.

При выкладывании на животик на 3 недели развития новорожденный ребенок старается приподнять голову.

Как только малыш перестанет относиться к новорожденным, мама придется немного пересмотреть правила кормления и воспитания крохи. Поэтому мы подготовили для вас различные материалы, в том числе и о том, сколько должен спать ребенок в 2 месяца. Здоровый сон является залогом его здоровья.

Малыш будет расти очень быстро. Поэтому вам стоит почитать о том, сколько должен съедать ребенок в 1 месяц. Это и многое другое вы узнаете из нашего журнала.

Четвертая неделя

Развитие новорожденного на 4 недели продолжается, и кроха набирает еще около 200 граммов. Он начинает интересоваться крупными яркими звенящими игрушками, мобилем. Как можно больше говорите с новорожденным, негромко включайте ему классическую музыку. К концу недели радостные мамы замечают у крохи «комплекс оживления». Он улыбается подошедшим знакомым взрослым, при этом весело дергая ручками и ножками.

Первый месяц жизни – самый незабываемый, но при этом трудный и «долгий» в жизни мамы и малыша. Но вы со всем справитесь! В награду за Ваше мужество не забудьте отметить первый юбилей!

Видео для мамочек

Этот сюжет расскажет вам о том, каким должно быть правильное развитие новорожденного ребенка по неделям.

А этот видео-ролик покажет вам, как малыш держит головку на второй неделе развития.

Читайте также:

ladynumber1.com

Особенности развития новорождённого ребёнка по неделям, этапы развития в таблице

Спустя 9 месяцев ожидания, мама, наконец, встречается со своим малышом и берет его на руки. Первые четыре недели жизни ребёнок считается новорождённым. Это период адаптации и привыкания к новым условиям как для малыша, так и для его родителей. За этот, казалось бы, небольшой срок с малышом происходят существенные изменения. Хорошо, когда папа и мама имеют представление об особенностях развития новорождённого ребёнка по неделям и готовы обеспечить ему необходимые условия для благополучной адаптации.

Содержание статьи:

Развитие новорождённого первой недели

Первые четыре недели жизни ребёнка

Первая неделя будет довольно скудна на события. Ребёнок будет много спать. Задача этого периода – попытаться установить режим кормления, сна и бодрствования.

  • Особенности этапа. Малыш появляется на свет с уже врождёнными поисковым и сосательным рефлексами. Эти заложенные природой функции позволяют новорождённому получать еду уже в первые минуты жизни. Если погладить угол рта малыша, то он сразу же повернёт голову в направлении касания и откроет рот в поисках «еды» (груди или бутылочки). Это поисковый рефлекс. Сосательный рефлекс ребёнка начинает развиваться ещё на 32-й неделе внутриутробной жизни, и к 36-й неделе он уже полностью развит.

В первые сутки после появления на свет ребёнок теряет в весе, установленном при рождении. Это не страшно, и связано с тем, что младенец очищается от внутриутробной жидкости, которая, в том числе, заполняла его кишечник. Обычно уже к концу первой недели новорождённый возвращает вес, который потерял в первые несколько дней.

В процессе родов головка ребенка может немного деформироваться от прохождения по родовым путям. В течение нескольких дней она должна расправиться и принять округлую форму.

Чтобы голова малыша легко прошла по родовым путям, его череп имеет два мягких пятна, называемых родничками. В норме к году они зарастают плотной костной тканью.

Конец пуповины будет ещё прикреплён некоторое время. Желательно сохранять эту область сухой и обязательно обрабатывать антисептическими средствами по назначению врача.

Первая прогулка может быть уже на этой неделе. Для этой цели лучше подойдёт тихое, спокойное место на свежем воздухе.

  • Физическое развитие. Большую часть времени новорождённый малыш проводит во сне. Каждые 3–4 часа он просыпается, чтобы поесть, затем снова засыпает до следующего кормления. В небольшой период бодрствования у младенца можно заметить хаотичные и несогласованные движения конечностями. Это нормально, ребёнок ещё не в состоянии контролировать движения своих рук и ног, они могут его даже напугать.

С третьего дня у новорождённого проявляется рефлекс ползания. Если положить его на животик, то малыш начнёт изображать ползающие движения. Если к стопам лежачего в такой позе младенца приставить опору, то ребёнок будет рефлекторно отталкиваться от неё, ползая более активно. В норме этот рефлекс сходит на нет к 3–4 месяцам.

  • Психосоциальное развитие. В первую неделю жизни ребенок уже может различать звуки и голоса. Он поворачивает голову в направлении шума, может испугаться резкого стука или громкого крика.

Зрение новорождённого всё еще нечеткое. Но младенцы уже на первой неделе хорошо распознают человеческое лицо. Только появившейся на свет ребёнок способен четко видеть маму, держащую его на руках.

Развитие новорождённого второй недели

  • Физическое развитие. К концу этой недели движения малыша становятся более плавными в сравнении с первыми днями. В моменты бодрствования ребёнок активно протягивает руки и ноги. Если малыша взять за подмышки и дать ногам коснуться твёрдой поверхности, то он выпрямится и будет «стоять» на полусогнутых ногах. Это врожденный рефлекс опоры. Если ребёнка при этом наклонить чуть вперёд, то он сделает несколько шагов — рефлекторное хождение. Эти навыки физиологичны (нормальны) до полутора месяцев, далее они угасают. Наличие рефлексов – индикатор здорового развития младенца, если после трёх месяцев они продолжают сохраняться – возможно, имеет место расстройство нервной системы.

Ещё один жизненно важный врождённый инстинкт – верхний защитный рефлекс. Имея ещё довольно слабые шейные мышцы, новорожденный малыш, лежа на животе, пытается приподнять голову покачивающимися движениями, поворачивая её из стороны в сторону. Таким образом младенец рефлекторно создаёт себе условия свободного доступа воздуха в носоглотку. Другими словами, оказавшись в положении лицом вниз, новорождённый малыш инстинктивно спасает себя от удушья.

  • Развитие восприятия. Новорождённые очень чувствительны к яркому свету, поэтому их зрачки остаются суженными. Так природа ограничивает попадание света в глаза младенца.

Зрение новорождённого

Зрачки начинают увеличиваться спустя примерно две недели после рождения, тогда малыши начинают различать светлые и тёмные оттенки.

В моменты уже более длительного бодрствования младенец понемногу начинает изучать окружающий мир. Двухнедельный ребёнок уже способен видеть и распознавать чёрно-белые изображения, фигуры. Развитие восприятия можно стимулировать, предлагая новорожденному, рассматривать, например, яркие узоры на тканях или обоях.

  • Психосоциальное развитие. На второй неделе жизни период бодрствования малыша становится более длительным. Ребёнок начинает общаться. Когда появляется чувство голода или другой дискомфорт, малыш сигнализирует об этом плачем. Если потребности младенца удовлетворены, то он спокоен.

В две недели ребёнок уже может различать материнский голос и голос незнакомца.

Развитие новорождённого третьей недели

  • Особенности периода. Случается, что плачущий ребёнок ничем не утешается. Непрекращающиеся крики могут длиться до трёх часов. Обычно причина этого в коликах, связанных с адаптацией желудочно-кишечного тракта малыша. Не у всех новорождённых детей становление пищеварительной системы проходит болезненно. Лишь около 15–20% младенцев испытывают дискомфорт в животиках. Обычно первые признаки колик появляются как раз в начале третьей недели жизни малыша, пик их приходится на шесть недель и к трём месяцам они прекращаются.
  • Физическое развитие. Ребёнок уже лучше контролирует своё тело. Движения его рук и ног становятся менее резкими. Если положить малыша на животик, то он будет слегка поднимать головку.

С рождения младенец имеет хватательный рефлекс. С каждой неделей он всё более развивается. Если поместить внутрь ладони младенца палец или какой-то предмет, он должен схватить его. Малыш пока не может хватать предмет, расположенный вне его ладони, так как координация его рук и глаз развиты не в полной мере. Постепенно к шести месяцам разовьётся и этот навык.

  • Психосоциальное развитие. За первые две недели жизни малыша мама может заметить, что его крики и плач различаются в зависимости от его насущных потребностей. Если мама со временем научится распознавать эти сигналы, то эпизоды ежедневного плача могут значительно сократиться.

В три недели ребёнок уже может следить за перемещающимися объектами. Для него более привлекательны сложные формы, чем простые. Можно тренировать зрительные мышцы малыша, медленно перемещая предмет перед его глазами, — ребёнок с интересом будет следить за его движением.

Развитие новорождённого четвёртой недели

  • Особенности этапа. В начале четвёртой недели на лице ребёнка может появиться сыпь. В большинстве случаев она физиологична, и проходит через какое-то время без каких-либо вмешательств.

Волоски, покрывающие плечи и спину новорождённого

Тонкие волоски, покрывающие с рождения плечи и спину новорождённого, к концу недели начнут исчезать.

  • Психосоциальное развитие. Первая осознанная улыбка появится у грудничка к концу первого месяца. Если ранее улыбка была непроизвольным движением мимических мышц, то теперь малыш улыбается в ответ на положительный для него стимул (лицо мамы, её голос и т.п).

Месячный младенец уже охотно идёт на эмоциональный контакт, привязывается к окружающим его взрослым, узнаёт знакомые лица и настороженно реагирует на незнакомые. В моменты бодрствования с ним уже можно и нужно общаться: рассказывать что-то, улыбаться ему, петь. Это стимулирует эмоциональное и социальное развитие младенца.

  • Физическое развитие. В четыре недели малыш уже хорошо схватывает предметы, помещённые в его ладонь. Но координация рук и глаз ещё недостаточно развита, поэтому он пока не в состоянии взять предмет, расположенный перед его глазами. Мышцы шеи к концу первого месяца чуть окрепнут, и малыш уже сможет недолго держать головку.
  • Развитие восприятия. Ребёнок может поддерживать зрительный контакт в течение более длительного времени, он уже пристальнее следит за движущимися объектами. Для его глаз более привлекательны чёрные, белые и яркие цвета.

Малышу может понравиться смотреть на себя в зеркало. Если подвесить его детский аналог к кроватке, грудничок сможет наблюдать за собой. Это будет полезным развивающим инструментом.

Этапы развития новорождённого, особенности ухода за грудничком в первые четыре недели в таблице

Первая неделяВторая неделяТретья неделяЧетвёртая неделя
Что характерно для этой неделиВ первые дни малыш теряет в весе: сходят отёки, очищается кишечник. Остаток пуповины отпадёт к концу недели.Грудничок восстанавливает вес, который потерял после рождения.

 

Могут появиться колики, связанные с развитием системы пищеварения. Из-за этого малыш может чаще просыпаться и больше плакать.На лице малыша может появиться частая сыпь. Она физиологична и пройдёт сама собой.

 

КормлениеРебёнок питается каждые 2–3 часа. Если малыш на грудном вскармливании, то он может требовать грудь мамы чаще, таким образом увеличивая приток грудного молока.При грудном вскармливании ребёнок может получать еду по требованию. За сутки в среднем может происходить 8–12 кормлений.

У ребёнка на искусственном вскармливании более жёсткие рамки — 60–80 г. каждые 2–3 часа.

Малыш, питающийся маминым молоком, может сам регулировать частоту и длительность кормления.

Малыш на смеси питается в том же объёме до конца месяца.

Количество грудного молока у матери определяется потребностью малыша. Чем больше ребёнок ест, тем больше вырабатывается молока.
СонМалыш спит 18–20 часов в сутки, просыпаясь на кормления каждые 2–3 часа. Пробуждения случаются независимо от времени суток.Суточное время сна младенца – 16–18 часов. Для сохранения круглой формы головы малышу следует спать не только на спине, но и на обоих боках.Можно постепенно учить малыша различать времена суток: днём — активное и увлекательное бодрствование, ночью – постоянный сон.У ребёнка складывается определённый режим сна: обычно 3 раза днём, и где-то 8 часов ночного сна, но пока ещё с перерывами.
Физическое развитиеДвижения хаотичны, непроизвольны.

Проявляются первые врожденные двигательные рефлексы (ползания, хождения).

Движения становятся менее резкими. Если взять лежачего малыша за ладошки, он рефлекторно начнёт слегка подтягиваться.Движения уже более плавные, но пока ещё непроизвольны. Продолжает развиваться хватательный рефлекс.

С каждой неделей малыш все лучше держит головку.

Малыш хорошо схватывает и крепко держит предметы. Мышцы шеи ребёнка способны держать голову более длительное время.

 

Развитие слухового и зрительного восприятияНоворождённый слышит звуки, реагирует на резкий шум, голоса.

Зрение пока нечёткое, но малыш может хорошо видеть близкорасположенное человеческое лицо.

Малыш узнаёт голос мамы.

К концу недели он уже хорошо различает тёмные и светлые оттенки.

Ребёнок может следить за перемещающимися объектами.

Иногда у малыша может наблюдаться косоглазие. Это явление в норме должно пройти к 6 месяцам.

Малыш может поддерживать зрительный контакт, дольше задерживать взгляд на предмет в движении.
Развитие эмоциональной сферыМалыш привыкает к лицу и голосу мамы, её запаху. Учиться узнавать мамины особенности среди других.Грудничок научился сигнализировать о своих потребностях. Ощущая дискомфорт, он более осознанно зовёт маму плачем.Характер плача малыша может различаться в зависимости от его «запроса» (поесть, поспать, переодеться). Это тоже вариант общения.Малыш активнее идёт на контакт, улыбается, услышав мамин голос, увидев её лицо. Различает знакомые и незнакомые лица.

До какого возраста ребенок считается новорожденным, можно ли его допаивать водой, стоит ли делать прививки смотрите в следующем видео: